Главная В стране и мире Отказ ВВС США от российских РД-180 обрекает на провал космические реформы США

Отказ ВВС США от российских РД-180 обрекает на провал космические реформы США

16 second read
0
0
2

Поиски альтернативы российским РД-180 ВВС США ведут уже шесть лет, и это вгоняет американский бюджет в огромные расходы. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Отказ ВВС США от российских РД-180 обрекает на провал космические реформы США

«Все проблемы США в сотрудничестве с Россией по РД-180 уперлись в запрет Конгресса использовать эти двигатели после 2022 года. При этом американцы купили всю технологию для изготовления этих двигателей на своей территории – Россия предлагала помощь с обустройством производственной площадки, обучением американских специалистов. Москва предлагала, помимо прочего, даже создать совместное российско-американское производство, чтобы обойти проблемы с законодательством США.

Но от этих вариантов Штаты демонстративно отказались, предпочтя изменить законодательство и не производить РД-180 самим. Причина проста: покупать его у России значительно дешевле, чем разворачивать на своей территории площадку, платить инженерам и рядовым рабочим, переориентировать целые отрасли своей промышленности на двигатель, который будет производиться штучно. В РФ уровень зарплат ниже, а производство давно налажено – покупать у Москвы куда как выгоднее. Но тут вмешалась политика», — отмечает эксперт.

Военно-воздушные силы США ищут способы отказаться от российских ракетных двигателей РД-180. Об этом говорится в объявленном публичном тендере. Документация гласит, что ВВС намерены отказаться от двигательных систем «несоюзнического производства», в том числе РД-180. Главной целью запроса ВВС страны является поиск подрядчиков, которые обеспечат вывод спутников системы нацбезопасности на желаемую орбиту «в срок и с высокой надежностью». В рамках тендера заключат два контракта на 2020-2024 годы.

«В 2013 году, когда американцы начали вводить санкции к России, в Москве намекнули, что в ответ США могут остаться без РД-180. Для космической программы Штатов это стало бы серьезным ударом, а национальная гордость продиктовала решение: отказаться от российских систем. С тех пор Вашингтон уже потратил сотни миллионов долларов на разработку альтернативных программ, но за шесть лет все еще не получил надежного действующего образца.

Проблема еще в том, что двигатель всегда создается под ракету – специально под российские образцы была создана знаменитая «Атлас-5», которые по праву считаются очень надежными и летают довольно часто. В рамках политики по отказу от РД-180 было заявлено о переходе на новую ракету – «Вулкан». Под нее заказан компании Blue Origin заказали разработку кислородно-метанового BE-4. По сообщениям, успехи есть, но первый полет заявлен лишь на 2020 год. И, как показывает практика, он будет отложен на год-два или больше», — подчеркивает специалист.

Посчитали – прослезились

ВВС США расписывают приоритеты ухода от РД-180: получение гарантированного доступа к космосу, обеспечение успешного выполнения заданий, удешевление программ, развитие устойчивой конкурентной среды на внутреннем рынке, уменьшение затрат на интеграцию спутников и количества трудностей, связанных с модификациями, а также своевременные выделение средств и закупка пусковых услуг. Все это прописано в тендерной документации на поиск новых двигателей.

Отказ ВВС США от российских РД-180 обрекает на провал космические реформы США

В ходе апрельских слушаний в Конгрессе глава Космического командования ВВС США генерал Джон Реймонд заявил, что США прекратят РД-180 после 2022 года. В 2015-м Конгресс запретил закупки этих двигателей, однако вскоре снял ограничение из-за невозможности найти им замену. С того момента США было поставлено 17 ракетных двигателей. США уже много лет финансируют разработку двигателей, призванных заменить российские, однако найти эффективную альтернативу им не удаётся.

«Ещё в 2015 году Военно-воздушные силы США объявили о тендере на разработку новых двигателей для ракет-носителей на замену российским РД-180. Общая стоимость контракта составляла $160 млн. В принципе вся эта история по отказу от сотрудничества с Россией приносит США только убытки. Один отказ от «Атлас-5» по политическим причинам стал серьезным финансовым ударом. Ведь Штаты вполне могли продолжить развивать эту линейку ракет, что выгодно и Вашингтону, и Москве.

К чему все эти расходы в конечном итоге приведут Вашингтон, предсказать сложно. Конгресс всегда принимает решения на основе бурных дискуссий и лобби. В американском парламенте сильна группа мнений, что нужно экономить деньги налогоплательщиков и вернуться к российским двигателям – этому ничто не мешает. Другие выступают за независимость американской космической отрасли от «вражеских» поставок, а значит, расходы тут вторичны.

Так или иначе, Штаты продолжают нести убытки. И вероятность, что конгрессмены все же могут изменить свои прежние решения, разрешив импортировать РД-180, остается», — заключает Иван Моисеев.

Читайте нас в Яндексе

загрузка...
Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Виталий Кузнецов
Загрузить еще в В стране и мире

Смотрите также

В «Мосфильме» объяснили договор аренды в несуществующей валюте

Договор аренды земельного участка на Мосфильмовской улице был заключен в 1996 году, когда …